Сергей (b80) wrote,
Сергей
b80

Алтай

(отчет и 15мб фотографий)

Горный Алтай – много рассказов мы слышали о красоте этих диких мест. Недаром туда летают на вертолётах первые лица государства.
Решили и мы направить свой путь туда и посмотреть что там и как. Через Интернет познакомились с группой самарских туристов, которая собиралась посетить Шавлинские озёра, поскольку вдвоем ходить в тайге в неизвестных местах – просто даже небезопасно. Наша группа состояла из … 21 человека, плюс к этому с нами параллельно шла детская группа из медико-технического лицея в 19 человек. Поход начинался из поселка Чибит. Добирались туда сначала поездом до Новосибирска 2 дня, затем 12 часов на автобусе. Дорога до Новосиба прошла незаметно: в поезде травили байки, пели песни, в перерывах делали карты (ламинировали скотчем, чтобы не размокли и не расплылись от дождя).



Приехали на вокзал, заняли половину первого этажа своими вещами. Представьте себе 40 чел с рюкзаками!



Автобус был заказан на вечер, в Новосибирске у нас было 12 часов. Часть времени ушла на погрузо-разгрузочные работы наших вещей, часть времени ушло на закупку продуктов. Бедный Новосиб остался без еды: мы купили 6олее 600кг продуктов. Супермаркеты сметали под нуль, особенно консервные отделы.
В остальное время гуляли по городу, заходили в хорошее привокзальное кафе



посещали Новосибирский зоопарк. Последний – поразил своим размахом. Рекомендую.









О зоопарке говорить можно много, но это тема отдельного разговора.
Еле-еле мы смогли запихать вещи в автобус, перегрузив его капитально. Такие автобусы предназначены чтобы возить туристов с небольшими рюкзаками, а не с баулами и едой на 3 недели. В автобусе пили шампанское



Приехали в Чибит ранним утром, выбросились посередине села, организаторы пошли договариваться с лошадями для перевозки вещей.



К нам приходила делегация из местных жителей



Групповые фотографии участников нашей и детской группы




Какие были планы на Алтае. Наша группа должна была разбить лагерь на Нижнешавлинском озере, откуда ходить однодневные и многодневные походы. До Нижнешавлинского озера самый короткий путь через перевал Орой (35-37км), но там можно пройти лишь без лошадей. Лошади могут пройти лишь по длинному пути, через лагерь МЧС у реки Машей – это 50км.
Организаторы договорились на 13 лошадей для груза. В первый день пути основная группа должна была пройти напрямик с личными вещами 15км до перевала Орой, а люди, умеющие управлять лошадьми, должны были налегке пройти 30км ведя животных. Я с Аней оказались во второй группе, так как умеем управлять лошадьми
Первая группа вместе с оргами выдвинулась в путь



Мы погрузили вещи на ЗИЛ и часть пути докуда можно проехали на грузовике, сидя в кузове. Катание по горным дорогам сидя в кузове на огромной куче вещей – не для слабонервных. Главное крепко держаться зубами за борт, чтобы не вылететь на очередной кочке в пропасть






На этом приятная часть закончилась и начались проблемы. Дело в том, что Алтайцы – народ своеобразный. Они неправильно оценили количество лошадей, требуемых для транспортировки груза. Во вторых, у них с собой не было никакой тары на лошадей. Нам они сказали, что упаковка груза на лошадь – наша проблема и мы должны были всё продумать сами. У нас же половина продуктов в картонных коробках. Лошадей подогнали к тому же лишь в 7 часов вечера. На погрузку вещей ушло 2 часа. Все вещи так и не удалось погрузить – часть пришлось скинуть в лагерь МЧС до лучших времён. Тронулись в путь лишь в 9 вечера. В этот день нам было не суждено объединиться с основной группой.
Про лошадей отдельная тема. Алтайцы лошадей не разводят – они сами размножаются в диких условиях. Если нужна лошадь – её отлавливают в поле, седлают и используют. Нам нужно было много лошадей, а до этого объезженных у Алтайцев было лишь 6, остальные 7 – совсем дикие. Эти лошади моментально скидывали груз, совершенно не слушались, сбегали вместе с вещами. Их стреноживали, завязывали глаза, а лошади всё равно брыкались – короче просто кошмар.
Фото с места погрузки




Если кому-нибудь придётся перевозить груз на лошадях – задумайтесь о таре. Лучше всего иметь рюкзаки. В самом крайнем случае пойдут пластиковые сахарные мешки, но их надо сильно резервировать (мешка три друг в друга) – поскольку об деревья и камни они быстро рвутся. Ещё момент. С любыми горными народами надо быть аккуратным. Вот этот человек (Батыр из Чибита) похоже нас обманул дважды



Нельзя платить им сразу (рекомендую 50% предоплаты). Надо полностью обговаривать до мелочей условия сделки. Например: ты везёшь нас отсюда до сюда за такую то сумму.
Ещё лучше брать расписки.
В нашем случае изначально договорились на 1000р за лошадь от Чибита до озёр, потом Батыр стал требовать 1000р в сутки за лошадь. А поездка у нас благодаря проблемам с лошадьми и грузом растянулась на 3 дня.
Вообще, скажу вам, до озёр за день добраться безумно сложно. В два дня если с рюкзаком – и то тяжело.
Первая моя ночевка прошла отдельно от основной группы в зимнике



Весь второй день мы шли с лошадьми к основной группе




Панорама плато:



Увидел необычно яркую радугу – такое ощущение, что зажгли неон



Машейский ледник



На следующий день нам предстоял путь от пер Орой до озёр – примерно 25 км с набором высот более километра.
Аня воспитывала свою лошадь:




Панорама плато:





Путь до Шавлинских озёр для меня не был простой прогулкой. Я шёл под хорошим грузом и вёл лошадь в лошадином темпе (лошади в гору темп практически не сбавляют). За 7км до озёр, где начинается основной набор высоты, всех кроме меня посадили верхом. Я физически со своим грузом на груженую лошадь сесть не мог и быстро отстал от группы. Силы подходили к концу, хотелось скорее добраться до места, как вдруг случилась неприятность – у меня конь застрял на одном из спусков передними копытами между скалой и бревном. 15 минут я пытался что-то сделать, но ничего не получалось. Был только один путь – отодвнинуть бревно, а оно немаленькое. Напрягся, по миллиметру стал отодвигать, но как назло бревно ломается посередине и я лечу метров пять вниз в ручей вместе со своим рюкзаком и гитарой. В последний момент я машинально хватаю веревку (повод лошади) и стягиваю на себя освобожденного коня. Надо сказать, что я вовремя успел встать из ручья, а конь, как заправский лыжник, упираясь всеми копытами юзом по склону доехал до ручья, не упав на меня и не перевернувшись. Слава богу, что чехол моей гитары высокого класса (правда и гитара с ним весит 8кг, знал бы что переть самому – никогда бы не понёс! С «фендером» в тайгу!…) , да и спальник был в рюкзаке в пакете, а техника – в герме. Вода мне была не страшна. Пришел в лагерь настолько уставший, что не было сил даже ставить палатку. Следующие два для я сидел в в лагере на озере и любовался красотой этих мест
















На берегу озера построили баню



Еды было очень много. Дома так не готовят, как готовили там. Несколько человек соревновались, кто сделает вкуснее. Дело доходило даже до выпечки и блинов



Во всю использовали подножный корм.
Там огромное количество земляники, грибов, жимолости и проч. Компот из жимолости:



Варенье из земляники



Грибочки:



Червячки и гусеницы



В свободное время от поедания пищи стояли на голове



чем привлекали множество зрителей



Когда я немного аклиматизировался, стали небольшой своей группой ходить радиалки.





Панорамы Шавлинского озера





Вода настолько бирюзовая, что кажется, как будто её нарисовали в фотошопе.
Вокруг озера огромное количество грызунов: пищух, бурундуков. На них там просто некому охотиться. Крупные птицы высоко не летают, да видимо лисам и подобным хищникам там тоже тяжело.







Подходя к ледникам играли в снежки, а некоторые товарищи катались на пендалях как с горок



Нижнешавлинский перевал:



С погодой нам не повезло. Ночью температура времеами была ниже ноля. Каждый день дожди и весьма прохладно. Причем погода могла глобально перемениться за пол часа




Была ещё одна неприятная история - спасработы. В тайге и в горах есть несколько незыблемых правил. Надо трезво оценивать свои силы, иметь чувство самосохранения и не бродить одному. Нарушение этих правил иногда приводит к самым печальным последствиям. Всем был хороший урок, продолжать не буду.
На озере и его окрестностях мы находились 9 дней, после чего направились в обратный путь. С лошадьми не связывался, нес весь свой груз (примерно 35кг), но правда и шёл в своем темпе. По пути делал фотографии этих прекрасных мест









Вот мой ужасный по объему и весу рюкзак



За несколько дней до обратного автобуса вернулись к лагерю МЧС у стрелки рекЧуя и Машей , где встали и наслаждались жизнью. Высота там небольшая ( 1400 над морем), поэтому гораздо теплее, а поскольку ущелье там широкое – то и гораздо суше.
Делали радиалки, ходили гулять по окрестностям, смотрели на водников, сплавляющихся по Чуе.







Устраивали фотосессию с лошадями





В день отправления мы прогулялись 15км по долине р Чуя до Чибита





Страшный мостик через Чую на Орой. Понятно почему лошади там не ходят



Около посёлка встретили сусликов и их истребителя. Видимо там уже (1100м) они могут нормально летать




Ближе к вечеру сели на автобус и ехали свои 12 часов в Новосибрск



В Новосибирске у нас было часов 10 свободного времени, успели по нему неплохо погулять.



В поезде мы просто спали. Прям как в песне: «Мы туда колесили с потехами, песни пели, снимали кино. а когда мы обратно ехали, только молча смотрели в окно». Было над чем подумать, было что вспомнить.

В целом, поездка получилась интересной, несмотря на некоторые проблемы.
Планирующим посетить это озеро хочу сказать пару слов:
1. Места очень красивые. Если не лезть куда не попадя – достаточно безопасные
2. Наиболее комфортное прохождение маршрута до Шавлинского озера – верхом на лошадях. Только надо правильно оценить количество требуемых лошадей и правильно договориться с алтайцами. Обязательно все грузы должны быть удобно упакованы для привязывания на лошадь – не должно быть картонных коробок и целлофановых пакетов. Не важно, идете вы пешком или на лошади – не берите с собой лишнего веса.
3. Если есть в планах прохождение категорийных перевалов, то рекомендуемое время их прохождения ранним утром. Камнепады на таких перевалах днём - дело регулярное.

На этом свой рассказ заканчиваю, если кому интересен мой GPS трек – берите тут
Ешё имеются растровые и векторные карты для GPS данного района
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments